Будьте в курсе наших последних новостей - анонсов проекта
App Inventor, мастер-классов, конференций, семинаров, конкурсов.

Итоги первого конкурса по разработке мобильных приложений на App Inventor

12 июня, 2016

В начале июня мы подвели итоги первого общероссийского конкурса по созданию мобильных приложений для школьников на языке программирования App Inventor. Конкурс этот шел на портале appinvent.ru почти пол года, и за это время мы получили множество замечательных работ. Четырнадцать работ вышли в финал нашего конкурса и боролись за главный приз - планшетный компьютер компании Samsung. Но по условиям конкурса победителем конкурса могла стать лишь одна работа. В итоге, так и получилось; и еще четыре работы были признаны лауреатами конкурса.

При принятии решений жюри оценивало новизну идеи, качество кода и дизайн приложения. Оценка работ велась “вслепую” - члены жюри не видели имен участников и не знали, в каких школах они учатся. Тем любопытнее оказались результаты.

Лауреатами конкурса стали следующие работы:

Артем Великанов
“This or that”

Это учебное приложение по английскому языку. Пользователь видит на экране английские слова и ему за ограниченное время нужно соотнести эти слова с той или иной категорией - например, элементами мужской или женской одежды они являются. Задача - успеть ответить на как можно большее количество вопросов правильно (система ведет подсчет результатов). Получилась очень увлекательная учебная игра.

Эрик Конкс
“Змейка”

Это игра: по полю непрерывно двигается змейка, движениями которой мы управляем с помощью кнопок. Задача - в том, чтобы при движении собрать все “призы” и не попасть на заминированные поля. Идея, быть может, и не нова, но ее реализация потребовала от разработчика изрядных программистских навыков.

Тамара Трамбецкая
Хроматические гаммы

Это приложение погрузило жюри в тонкости музыкальной теории. Для выполнения заданий приложения нужно было научиться строить хроматические гаммы - а алгоритм приложения позволял оценить правильность выполнения заданий.

Алексей Поляков
Съедобное или несъедобное

Игра на внимательность. На экране вашего устройства в случайном порядке появляются съедобные и несъедобные предметы, вам же нужно отсортировать одни от других. Время ограничено, важно не ошибиться!

А вот приложение, которое стало победителем конкурса 2016 года.

Олег Уваров
Информашка

Приложение - настоящий кладезь для изучающих информатику. Оно содержит ребусы, задачи, черные ящики, головоломки, отгадывание которых пробуждает интерес к информатике и знакомит с ее основными понятиями. Приложение реализовано практически безукоризненно с точки зрения кода и, к тому же, выполнено в привлекательном дизайне.

Подведя итоги конкурса, мы связались с победителем и лауреатами. И каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что победитель и три из четырех наших лауреатов представляют одну и ту же школу - среднюю школу №9 с углубленным преподаванием отдельных предметов г. Павлово Нижегородской области. Еще один наш лауреат - Эрик Конкс - учится в московском лицее №1523.

Все павловские участники конкурса обучаются у учителя информатики Татьяны Фадеевой. Приз и сертификаты прибыли в школу в срок и были вручены победителям на собрании в конце года.

учитель информатики СШ. 9 Татьяна Фадеева с учениками - лауреатами и победителем конкурса по разработке мобильных приложений на App Inventor
На фотографии: Алексей Поляков, Артем Великанов, Татьяна Фадеева, Олег Уваров, Тамара Трамбецкая.

Татьяна Фадеева и ее ученики любезно согласились дать нам интервью.

-Татьяна Викторовна, хочу поздравить Вас и Ваших учащихся с замечательным выступлением в конкурсе программистов на App Inventor. Хочу задать вам несколько вопросов. Почему ваша школа решила участвовать в этом конкурсе?

Спасибо за поздравления! Наша школа всегда находится в поисках нового, интересного для наших учеников. Поэтому мы активно развиваемся и с App Inventor мы знакомы не первый год. А что может лучше мотивировать учеников к изучению, чем конкурс, да ещё и с таким призом? Благодаря конкурсу, в школе стало больше учащихся, заинтересованных программированием, средой App Inventor и IT-сферой в целом.

- Как велась подготовка школьников к участию в конкурсе? Были ли материалы, которые показались вам полезными?

Как я уже говорила, с App Inventor мы уже работали. Кроме знакомства на уроках, у нас есть кружок по программированию, где мы более подробно знакомимся со средой. Конечно, таких серьезных приложений, как на конкурс, учащиеся не делали, но с большинством компонентов они были знакомы. В конце прошлого года, я проходила онлайн-мастер класс «Программирование на App Inventor» от проекта "Твой курс: ИТ для молодежи". Именно там я нашла для себя очень полезные обучающие материалы и задания.

- Возникали ли у ваших участников какие-либо трудности при освоении App Inventor, как они преодолевались?

Самая большая трудность была у всех одна – это компонент TinyDB. Информации в интернете о нем очень мало, поэтому со всеми вопросами пришлось разбираться самим. Мне хотелось, что бы мои ученики сами нашли ответы на свои вопросы, я их лишь направляла. Благодаря работе в команде, они смогли преодолеть все трудности.

- Помогали ли ваши школьники друг другу или каждый работал индивидуально?

Несмотря на соперничество в конкурсе, ребята активно помогали друг другу. Хотя работал над своим проектом каждый индивидуально, проблемы решали сообща, а также тестировали приложения друг друга, высказывали свои замечания и пожелания.

- Как школьный учитель информатики, видите ли Вы перспективы у языка программирования App Inventor?

Многие учителя информатики, я думаю, знают о таком учебном языке, как Scratch. Язык, конечно, интересный и для первого знакомства с программированием – один из лучших. Но у него есть большой минус – нет возможности создать самостоятельный продукт, который не требовал бы запуска среды. Так вот, App Inventor – это отличная альтернатива. Программирование в этой среде больше похоже на игру, чем увлекает учеников, а результат – своё приложение, которым можно не только пользоваться самому, но и делиться с друзьями! Это здорово, когда ученик может показать свое приложение не только соученикам и друзьям, но и родителям, учителям. Я очень надеюсь на развитие этого языка, появление новых компонентов и возможностей, включение его в школьную программу.

Олег Уваров:

- Почему вы решили участвовать в конкурсе программирования на App Inventor?

Я хотел начать изучать новый для меня объектно-ориентированный язык программирования Java. Мне было проблематично понять его, так как раньше я изучал командный язык программирования Pascal. Мне было трудно понять основы программирования на обьектно-ориентированных языках. Поэтому я решил, что мне будет проще, если я начну с более наглядных сред. Мне показалась наиболее удобной App Inventor, а руководитель показал этот конкурс.

- Как у вас появилась идея вашего приложения?

Своё приложение я задумывал как подарок своей младшей сестре. Позднее я решил его дополнить и доработать.

- Что было самым трудным при работе над приложением?

Наиболее трудным для меня была реализация возможности сохранения в моём приложении. Я читал справочные материалы по компоненту TinyDB.

- Сколько, примерно, времени, ушло на его разработку?

Для создания моего приложения мне понадобилось около двух месяцев, не считая перерывов в разработке по различным причинам.

- Научились ли Вы чему-то новому при работе над своим приложением?

Да. Я, прежде всего, научился работать в среде App Inventor и понял принципы программирования на объектно-ориентированных языках.

- Ваши дальнейшие планы? Планируете ли Вы применить то, чему вы научились при подготовке к конкурсу, в вашей дальнейшей карьере?

Скорее всего - да. Несмотря на то, что я хочу в будущем стать разработчиком веб-интерфейсов, знания, полученные мною при подготовке к конкурсу, могут мне пригодиться и в других направлениях IT-сферы.

Великанов Артем:

- Почему Вы решили участвовать в конкурсе программирования на App Inventor?

На протяжении трёх лет я занимаюсь программированием, поэтому участвовать или не участвовать в конкурсе, связанным с программированием, вопросов не возникло. А почему именно App Inventor? Потому что с этой онлайн средой я уже встречался два года назад, когда мои знания программирования были ещё не велики, так как для создания приложения в App Inventor знания языков программирования не требуются, и я решил попробовать свои силы в этом конкурсе.

- Как у вас появилась идея вашего приложения?

Так как я начал свою работу над игрой довольно поздно, за неделю до конца конкурса, много времени на идею я не потратил, и она пришла абсолютно спонтанно. Темой моего приложения стал английским язык, так как в наше время знания этого языка очень востребованы.

- Что было самым трудным при работе над приложением?

Думаю, как и у многих участников, самым трудным было создания в своей игре функции сохранения, а именно - использование TinyDB и файлов, но в процессе создания приложения я смог реализовать данную функцию.

- Сколько, примерно, времени, ушло на его разработку?

Как я отмечал ранее, работу над своим приложением я начал довольно поздно, мне удалось создать приложение за неделю, но, думаю, если бы я начал работу раньше, приложение получилось бы лучше.

- Научились ли Вы чему-то новому при работе над своим приложением?

Да, научился. До этого конкурса я работал в App Inventor, но не знал много. Во время создания своего приложения в этот раз я использовал больше функций этой замечательной среды, чем я знал до этого.Это работа с TinyDB и файлами, которые я использовал в реализации сохранения, а также глобальные переменные, которые я использовал для связи с разными группами данных.

- Ваши дальнейшие планы? Планируете ли Вы применить то, чему научились при подготовке к конкурсу, в Вашей дальнейшей карьере?

Конечно, я не вижу перспективным останавливаться на App Inventor, так как её функции довольно «урезаны», но главное, что дала мне работа с этой средой, - это понимание всей структуры программирования, того логического мышления, которого нет в математике или в физике, за что я организаторам конкурса благодарен. В дальнейшем я собираюсь изучать новые среды и языки программирования, и стать отличным IT-специалистом.

Трамбецкая Тамара:

- Почему Вы решили участвовать в конкурсе программирования на App Inventor?

К моменту, когда мне стало известно о конкурсе, я уже 2 года занималась программированием на языке Pascal. Все это время я любила ковыряться в программном коде, исправлять собственные ошибки, придумывать что-то новое. Идея начать изучать новый язык программирования стала для меня очень захватывающей, и я с жаром принялась за работу. По сути, мне больше понравилась идея изучать новый язык программирования, чем участвовать в конкурсе, участие стало приятным бонусом, а получения лауреатского места ещё большим.

- Как у Вас появилась идея вашего приложения?

На данный момент я учусь в музыкальной школе и из-за этого много общаюсь с профессиональными музыкантами.

Когда некоторые из них узнавали, что я, помимо музыки, занимаюсь ещё и программированием, они говорили, что было бы неплохо создать программу для музыкантов.

Так появился вопрос «А что конкретно нужно каждому музыканту?». После недолгих расспросов я узнала, что большинство из нас незнакомы с прицепом построения хроматической гаммы в разных тональностях (хроматическая гамма - звукоряд, в котором звуки идут через интервал в пол тона). Именно так появилась идея создать приложение про хроматические гаммы.

- Что было самым трудным при работе над приложением?

Самым трудным стало найти время и заставить себя работать.

Второй по сложности стала проблема нахождение информации для приложения. Для этого мне даже пришлось просить помощи у моего знакомого музыканта.

- Сколько, примерно, времени ушло на его разработку?

Не считая времени, которое я потратила на уговаривания себя поработать, - около 2 недель, по часу в день. Чуть больше на выходных. Если в часах, то около 20 часов, я думаю.

- Научились ли Вы чему-то новому при работе над своим приложением?

Я научилась работать в App Inventor. Это был абсолютно новый для меня язык. Также я стала более умело распределять свое время и мыслить более рационально.

- Ваши дальнейшие планы? Планируете ли Вы применить то, чему вы научились при подготовке к конкурсу, в Вашей дальнейшей карьере?

Разумеется, App Inventor очень интересная среда программирования, я собираюсь создать ещё несколько приложений в данной среде. Также я бы хотела в будущем стать педагогом (правда, ещё не решила в какой сфере: музыка или информатика), а данная среда идеально подходит для начала изучения программирования. Знания, которые я получила, пригодятся, чтобы привлечь детей к программированию. А уж если я стану великим музыкантом, при выходе на сцену меня можно будет объявлять так: «Лауреат всероссийского конкурса Трамбецкая Тамара». Всем вовсе не обязательно знать, в какой сфере проходил конкурс.

Поляков Алексей:

- Почему Вы решили участвовать в конкурсе программирования на App Inventor?

Я решил, что будет очень интересно узнать и поработать с этой средой программирования, ну, и главный приз, конечно, тоже сыграл роль стимула.

- Как у Вас появилась идея вашего приложения?

Идею моего приложения мне подсказал мой научный руководитель.

- Что было самым трудным при работе над приложением?

Так как это было первое мое полноценное приложение на App inventor, и знакомился я со средой года 2 назад (это была ещё англоязычная версия), то для меня почти каждый шаг был затруднительным, я фактически изучал эту среду на основе этого приложения.

- Сколько, примерно, времени ушло на его разработку?

Это приложение я разрабатывал в течение одной недели.

- Научились ли Вы чему-то новому при работе над своим приложением?

Как я уже писал, при разработке этого приложения я фактически изучал среду App inventor.

- Ваши дальнейшие планы? Планируете ли Вы применить то, чему научились при подготовке к конкурсу, в Вашей дальнейшей карьере?

Планов никаких нет, но я считаю, что опыт, получаемый при работе с любой средой программирования, очень важен и всегда может пригодиться в дальнейшей жизни.